Часто толчком к внедрению системы оценки компетенций служит либо стремление руководства к расширению инструментов развития менеджеров (оценка для развития), либо серьезный кризис, связанный с качеством человеческих ресурсов компании.
Вне зависимости от цели, ситуация на стадии внедрения критерием оценки работы персонала имеет следующие особенности:
- отсутствие политики и методологии компании в сфере оценки компетенций
- недостаточно просвещенные в сфере оценки внутренние заказчики
- низкая компетентность менеджеров в сфере оценки компетенций и интерпретации результатов оценки;
- опасения и сопротивление со стороны оцениваемых;
Основными задачами на данной стадии являются:
- Проектирование системы оценки персонала: для каких целей использовать оценку по критериям, какие методы применять для разных категорий персонала, что и как оценивать при подборе персонала, ежегодной оценке, принятии кадровых решений.
- Продвижение идеологии оценки компетенций: информирование, обратная связь, обучение руководителей корректному восприятию результатов оценки, демонстрация полезности результатов оценки и разъяснение ограничений в их использовании и т.д.
Учитывая низкую культуру менеджеров в сфере оценки персонала и отсутствие штата внутренних оценщиков, проведение оценочных процедур на данной стадии следует возложить на независимых провайдеров (особенно это касается оценки, проводимой с целью аудита кадрового потенциала). Сразу создавать внутренний штат экспертов-оценщиков, на наш взгляд, преждевременно, так как система оценки персонала пока не устоялась и объем работ трудно предсказать.
Для начала, возможно, стоит выбрать менее стрессовые методы оценки персонала (деловые игры, оценку в рамках конференций, стратегических сессий – в ходе понятной и знакомой деятельности). Однако нельзя жертвовать и качеством. Когда по итогам оценки вы планируете принимать кадровые решения, в этой ситуации лучше не экспериментировать и положиться на классический ассессмент-центр.
Если в компании существует (или недавно создана) собственная модель компетенций, и оценочные процедуры адаптируются и разрабатываются под нее, то до оценки ключевых менеджеров критически важно провести пилотную оценку персонала - посмотреть, как работают новые инструменты.
Длительность стадии внедрения занимает примерно один год. Этот срок может варьироваться и зависит от размеров компании, ее корпоративной культуры и от масштабности системы оценки компетенций (какое количество сотрудников компании она охватывает). В крупных компаниях внедрение системы оценки в разных частях организации может находиться на различных этапах.