Обновляя программу
обучения по управлению талантами, я делал обзор технологических трендов и их влияние на ТМ. Получается довольно интересно, четко выделяются технологические волны:
- компьютеры (1975 - 1995)
- интернет и мобильные телефоны (1995 - 2005)
- мобильный интернет и соцсети (2005 - 2020)
Сейчас мы на пороге новой волны, видимо волны массового использования ИИ. Но если посмотреть назад, то что происходило с бизнесом последние 10 лет? Пожалуй, самое важное – это цифровизация, а где-то и цифровая трансформация. Насколько HR смог быть полезным в этот период? Есть много сомнений на этот счет.
Если мы возьмем ключевые аспекты цифровой трансформации, то увидим, что HR не сильно помог бизнесу, да и в своих процессах не сильно догонял тренды. Цифровая революция дала бизнесу:
- доступ к новым рынкам сбыта и ресурсам
- большие данные о клиентах
- принципиально новые бизнес-модели
- принципиально новые операционные процессы
- а также привела к сдвигам в распределении труда
Помогает ли HR-бизнесу искать / выращивать людей для новых бизнес-моделей? Скорее нет. Хотя это сверхсложная задача.
Может быть, HR адаптирует критерии оценки и программы обучения, помогая в трансформации? Будем честны, там, где такие изменения есть, они носят догоняющий характер. Бизнес сам решает свои проблемы. Может, понимание бизнес-потребностей важнее знание HR-инструментов? Может секрет успеха - делать это без HR? Может, поэтому мы не видим на HR-конференциях коллег из Яндекса и Тинькова с историями успешных HR-проектов?
То, что People-аналитика уже на 2-3 головы отстает от клиентской и маркетинговой аналитики, можно и не говорить.
И мне кажется, HR не думает о разделении труда в широком смысле. Идеи заменить людей на роботов подают не HR-ы. Мы можем отправить людей поучиться, но не можем сказать - "стоп, их не надо учить, их надо заменить ML-алгоритмами".
Мы и сами немножко лифтеры 19 века, и наши компетенции стремительно устаревают.