Это сложная и безумно интересная тема. На моем счету выращивание 0 цифровых гигантов и трансформация 0 классических компаний в цифровые. Не считаю себя экспертом, тем не менее, рискну сформулировать отличия в мышлении менеджеров старого и нового типа.
1. Вопрос цены и качества
В традиционном менеджменте есть классический конфликт между ценой и качеством, и все эти "вам быстро, дорого и качественно? выберите любые два" — они родом из традиционного менеджмента, из мира физических объектов с физическими ограничениями. В цифровом бизнесе этот конфликт исчезает. Netflix и Google не должны делать свои продукты хуже, чтобы они стали дешевле. В цифровом мире переменные затраты на продукт на масштабах стремятся к нулю. Все это дает принципиально другой спектр стратегий в области позиционирования и цены. Поэтому, например, существует множество премиальных автомобилей, брендов одежды или украшений, но почти нет премиальных поисковиков и элитных стриминговых сервисов.
2. Сетевые эффекты и экосистемы
Сетевые эффекты и экосистемы существуют давно. Уже для развития телефона важны были сетевые эффекты. Но в некоторых цифровых бизнесах все это приобретает огромную значимость. Умение быстро получать сетевые эффекты, преодолевать сетевые эффекты конкурентов, цементировать клиентов, создавая экосистему — все это хорошо понимают очень немногие менеджеры, а умеют делать так вообще единицы.
3. Управление ростом и окна возможностей
В цифровом бизнесе другая экономика и скорость масштабирования. SkyEng, Alibaba, Ozon, Tinkoff и другие цифровые компании могут кратно увеличивать число клиентов, используя рычаг и не сильно прирастая физическими активами и штатом. В отличие от традиционных бизнесов. В случае ошибок с выбором новых клиентских сегментов, цифровые компании будут иметь существенно меньшие потери и смогут относительно безболезненно откатить назад.
В цифровом мире быстрее появляются и закрываются окна возможностей, те самые моменты, когда можно сделать рывок. Менеджменту важно умение мобилизовать ресурсы, если нужно — привлечь капитал, захватить рынок и получить сетевые эффекты, пока этого не сделали конкуренты.
4. Данные и операционное управление
В классическом менеджменте есть такие правила управления: ты не можешь управлять больше, чем 7 объектами, ты не можешь позволить перегрузить себя детальным данными, ты должен анализировать главное и фокусироваться. Все это немного устаревает, когда в дело вступают человеко-машинные команды. Большие данные, генерируемые операционной деятельностью, перестают быть проблемой с точки зрения обработки, структурирования и извлечения ценных выводов. А оптимизацию планирования и логистики можно поручить алгоритму. Можно не приоритизировать — это задача модели, она все "съест".
5. Продуктовое мышление и маркетинг
Нельзя сказать, что продуктовое мышление принципиально новое, но оно все-таки другое. Цифровая среда повлияла, прежде всего, на стоимость и скорость работы с продуктом. В цифровом бизнесе можно тестировать кратно больше продуктовых гипотез, делать кратно больше А-В тестов, и еще все это значительно автоматизировать. В цифровом маркетинге переброску ресурсов с канала на канал сделать гораздо легче, остановить неэффективную компанию можно за секунду. Все это дает совсем другие скорости.