Как внутренний бенчмаркинг работает на практике: кейс по текучести персонала

Людмила Рогова
Руководитель консалтинговой практики TalentCode
13 июля 2025 г.
Бенчмаркинг может звучать как абстрактный аналитический инструмент. Но его сила раскрывается на практике — особенно в работе с метриками, которые напрямую влияют на бизнес, например, с текучестью.

Это чувствительная, но часто искажённая метрика. Один и тот же уровень текучести может быть симптомом проблем, а может — следствием роста. Если не смотреть вглубь, можно сделать неверные выводы и начать лечить не ту зону.
Разберём, как внутренний бенчмаркинг помогает разобраться в таких ситуациях — на конкретном кейсе.

Кейс: текучесть персонала в пяти подразделениях

В компании Х пять подразделений, выполняющих одни и те же функции. На первый взгляд, данные по добровольной текучести показывают, что в подразделении, А сотрудники держатся дольше, а в Д — текучка выше остальных (см. рис 1).

Если смотреть только на цифры — вывод очевиден: «А — молодцы, Д — нужно срочно вмешиваться».

Но это рейтинг, а не бенчмаркинг.
Внутренний бенчмаркинг работает ещё точнее, когда есть внешние ориентиры. Чтобы соотнести свои метрики с рыночными, мы можем поделиться частью отчёта по 5 ключевым HR-показателям. Это поможет дополнить ваш анализ и точнее расставить приоритеты.
Хотите посмотреть, как выглядят HR-бенчмарки на практике?

Что показал расширенный анализ

Чтобы внутренний бенчмаркинг дал реальную пользу, важно внедрять его поэтапно.
1
В Д могут увольняться сотрудники с низкой эффективностью, и это политика руководителя (см. рис 2).
2
В Д есть ограничения для роста — нет вакансий, на которые могли бы перейти сотрудники. Они вынуждены искать возможности на стороне (см. рис 2).
3
В подразделении А больше возрастных сотрудников (предпенсионеры), более стабильные.
4
Спрос на компетенции сотрудников в регионе подразделения, А не высок, им некуда уходить.
Также мы провели расширенный анализ и выяснили, что численность подразделения Д существенно меньше численности остальных подразделений - малое подразделение, увольнение даже одного сотрудника приводит к резкому скачку показателя (эффект низкой базы) (см. рис 3).
В анализе учитывали динамику текучести в течение более двух лет и проводили качественные обсуждения с руководителями подразделений. Цикл текучести редко равен году или меньшему периоду. Часто сотрудники меняют место работы в более длительном временном промежутке - например, раз в 2–3 года. Поэтому срез за один год даёт лишь фрагментарное представление о реальной динамике движения (см. рис 4). Это позволило взглянуть на ситуацию не только с цифрами, но и с учётом процессов, происходящих внутри команд. Например:
1
В команде может быть звёздный руководитель, который привлекает и удерживает людей. Но все держится на нем, практика не масштабируема. И стоит ему уйти, все может посыпаться
2
Разные управленческие практики на местах. Даже если у группы компаний один регламент, на местах он может преломляться и вести к совершенно другим цифрам.
3
Особенности конкретного города или региона: удобнее локация, комфортнее офис.
4
Появился конкурент, который стал предлагать более выгодные условия, и руководитель не смог удержать сотрудников.
Контекст данного кейса подтвердил: где-то «низкая текучесть» — это стабильность, а где-то — застой. А «высокая текучесть» — не всегда тревожный сигнал, особенно если она связана с ростом требований или обновлением команды.
Текучесть — одна из тех метрик, где цифры без контекста легко вводят в заблуждение. Если смотреть только на процент, можно принять ошибочные решения: усиливать удержание там, где нет проблем, или упустить реальную точку роста.

Внутренний бенчмаркинг помогает не сравнить, а найти лучшие практики и увидеть картину целиком. Подумать, спросить, понаблюдать и проанализировать.

Это помогает:
  • понять, что за цифрами — структура команды, возможности для перехода, зрелость руководства;
  • различить внешние и управляемые факторы;
  • перенять лучшие практики в пилотных группах.
Хотите посмотреть, как выглядят HR-бенчмарки на практике?
Внутренний бенчмаркинг работает ещё точнее, когда есть внешние ориентиры.
Чтобы соотнести свои метрики с рыночными, мы можем поделиться частью отчёта по 5 ключевым HR-показателям. Это поможет дополнить ваш анализ и точнее расставить приоритеты.

Заполните короткую форму — и мы вышлем вам материал после того, как проведём исследование.