Как выбрать провайдера для бенчмаркингового исследования

Сергей Юлдашев
22 апреля 2025 г.
Бенчмаркинг — не только цифры, но и сервис

Выбор провайдера для бенчмаркинга — это решение, от которого зависит, получите ли вы нужные цифры, получите ли вы их вовремя, сможете ли им доверять, будут ли вам доверять коллеги, и в конце концов — сможете ли вы по итогу принять какие-то решения?
Неправильно подобранный провайдер в плохом варианте может просто не дать вам нужные цифры после долгих недель ожиданий к тому моменту, когда они вам нужны. В худшем — исказить реальность и подтолкнуть вас к неверным действиям. И иногда компании даже не понимают, что «подаренные инсайты» на самом деле всего лишь красиво интерпретированные ошибочные и недостоверные данные.

Как всего этого избежать? Разберем ключевые факторы для оценки провайдера.
1. Выборка и отраслевая экспертиза
Выбор релевантной отрасли в бенчмаркинге — наиболее очевидный и важный критерий. Однако он таит в себе ряд нюансов, о которых стоит поговорить с консультантом, хорошо знающим отрасль.

“Вам нужны все компании отрасли? Крупные? Крупные и сопоставимые по развернутости HR-процессов? Компания А провела массовые сокращения, ее цифры могут существенно исказить бенчмарки - может быть, мы ее исключим?” И так далее.

Такого рода разговор может состояться только с экспертом, хорошо погруженным как в предметную область HR, так и в работу с конкретной отраслью.
Лучше иметь сравнительно небольшую, но качественную и точную выборку, чем огромное количество нерелевантной информации, которая лишь создаст информационный шум и не даст полезных ответов.
2. Функциональная экспертиза
Консультант с глубокой функциональной экспертизой в конкретном направлении HR бесценен на этапе интерпретации результатов. Как связаны метрики между собой? Где лучше не опираться на бенчмарки? Как мы можем на это повлиять?
Например, у вас низкий коэффициент продвижения сотрудников из кадрового резерва по сравнению с бенчмарками рынка — это хорошо или плохо? Если у вас и текучесть ниже рынка — то это ожидаемо. Если у вас много ключевых уникальных позиций, которые вы страхуете резервистами — тогда это нормально. Если вы недавно создали резерв, и резервисты еще в начале цикла развития — это абсолютно нормально.

На интерпретацию бенчмарок влияет много факторов: ваша стратегия, ваш бизнес-контекст, стадия развития бизнеса и особенности вашей HR-системы.

Или взять «долю внутренних назначений» — значение этой метрики так сильно зависит от уровня компетенций ваших текущих сотрудников, региональной распределенности компании и ситуации на рынке труда, что сравнение с бенчмарками вне этого контекста — настоящее преступление.
И наоборот, есть метрики, где мы сначала смотрим прежде всего на бенчмарки, а не на абсолютные значения. Удовлетворенность сотрудников фактором «карьера» у нас ниже всего (в продолжении дискуссии: пост в телеграм-канале)? Ничего не делайте, пока не посмотрите бенчмарки. У всех так. У вас хуже, чем у других? Насколько?

А теперь представьте, сколько лишних проектов можно запустить, если ни вы, ни ваш советник не является предметным экспертом.

Как оценить этот фактор? Оцените бэкграунд консультантов и реализованные ими проекты в той области, которая вас интересует.
3. Исторические данные
Одно из главных преимуществ качественного бенчмаркинга — возможность не просто сравнивать текущие показатели, но и видеть динамику. Провайдер, который не располагает историческими данными или предлагает только краткосрочный срез текущей ситуации, может ограничить потенциал вашего анализа.

Исторические данные помогают понять не только текущее состояние, но и то, куда движется отрасль.

Что обязательно нужно уточнить про исторические данные у провайдера:
Глубина исторических данных. За какой период провайдер собирает и хранит данные. Чем глубже история, тем лучше вы поймёте циклы и тренды, влияющие на ваш рынок.
Периодичность обновления. Спросите, насколько регулярно собираются данные по интересующим вас функциям / отраслям.
Сравнимость данных во времени. Убедитесь, что методология сбора и обработки исторических данных последовательна и не менялась кардинально. Если подходы и форматы часто менялись, тренды будут некорректными и бесполезными.

Как оценить этот фактор? Запросите выборку прошлых лет, оцените историю бенчмаркинговой практики и опыт работы с вашей отраслью.
4. Методология и прозрачность процессов
Сложно доверять данным, если вы не будете до конца понимать, каким образом они были получены и обработаны. Прозрачность методологии — важнейший признак серьёзного и ответственного провайдера.

Качественный бенчмаркинг всегда сопровождается детальным объяснением всех шагов: от точного определения всех метрик и понятий до способов сбора и обработки данных.

Чтобы это оценить, задайте себе и провайдеру вопросы:
• Как формируется выборка компаний и показателей?
• Есть ли мотивация у участников искажать данные? Ради скорости, участия в различных рейтингах и т.д.?
• Кто проводит проверку данных?
• Какие методы проверки / кросс-проверки используются?
• Какие сроки / ресурсы выделены на проверку качества данных?
5. Репутация и кейсы успешного применения
Репутация — не то, что провайдер говорит о себе сам, а то, что говорят о нём его клиенты. Выбирая компанию для бенчмаркинга, обязательно изучите кейсы и реальные отзывы заказчиков. Лучший способ убедиться в компетентности провайдера — увидеть конкретные примеры, где четко описаны исходная проблема, принятые решения и измеримые результаты. Проверьте также, готовы ли предыдущие клиенты рекомендовать этого провайдера и открыты ли они к прямому общению.
6. Гибкость и персонализация подхода
Бенчмаркинг — инструмент, иногда требующий индивидуальной настройки. Некоторые провайдеры не готовы отходить от стандартизированных решений. Некоторые же более гибко подходят к работе, оказывая консультации, делая дополнительные расчеты по вашему запросу, а также помогая вам узнать, что лежит за цифрами - рассказывают и помогают связаться с компаниями, чей опыт может быть вам полезен.
7. Конфиденциальность и юридическая безопасность
Конфиденциальность данных — одна из наиболее чувствительных сторон сотрудничества с провайдером бенчмаркинга.

Основные компоненты, на которые стоит обратить внимание:
• юридические обязательства по защите информации и санкции за их утечку;
• стандарты хранения данных и разграничение доступа к ним.
Косвенным признаком также может служить репутация и уровень профессионализма исследования. Бесплатные исследования и исследования, проводимые с целью маркетинга, редко предполагают подобные инвестиции и в проверку данных, и в безопасность.
8. Стоимость услуг и окупаемость инвестиций
Оценивая стоимость услуг по бенчмаркингу, нельзя подходить к выбору провайдера лишь с позиции «дорого или дешево». Слишком низкая цена часто говорит о маркетинговом характере исследования и ограниченных возможностях провайдера. В то же время, высокая стоимость также далеко не всегда гарантирует ценность.

Оценивайте соотношение цена-ценность. Хороший провайдер покажет вам ценность, а возможно и окупаемость инвестиций в бенчмаркинг.

И не забывайте, бенчмаркинг — это не только цифры в отчете, это еще сервис и доверие, а иногда и многолетнее сотрудничество по анализу трендов отрасли и вашей динамки.
Заключение
Успехов вам выборе хороших партнеров в обзорах / вовлеченности и оценки эффективности HR-функций!

С бенчмаркинговой практикой TalentCode вы можете ознакомиться тут.
А также можете запросить краткое руководство по проведению бенчмаркинга.