HR-тренды сегодня невозможно представить без talent-маркетплейсов, причем тенденция направлена на формирование таких рынков внутри компании. Если посмотреть кривую циклов растущих технологий (Gartner) за 2022 год, почти на самом пике роста отмечен внутренний рынок талантов. Хотя в принципе HR-технологии в этой аналитике не так часто появляются.
История развития этого HR-тренда начинается примерно с 2008 года, когда была написана книга «Talent on Demand» П. Капелли. Именно в ней впервые была выдвинута концепция организации внутренних рынков талантов. На российском рынке труда направление стало развиваться с 2010 года, когда внедрять концепцию начал СберБанк. Позже тренд подхватили Магнит и Газпром нефть.
В чем же суть этого HR-тренда 2023 года? Прежде всего, поиск и внедрение эффективных инструментов ведения найма, обучения, ротации кадров. На внешнем рынке HR-инфраструктура полностью выстроена: сайты поиска работы, личные кабинеты, простые механизмы взаимодействия рекрутера и соискателя, др.
Внутренний рынок только становится на путь развития, еще не сформирована кадровая коммуникация, нет баз резюме и вакансий, а поиск другой должности в компании часто воспринимается непосредственным руководителем как предательство.
HR-тренды в области формирования talent-маркетплейсов связаны именно с созданием мощных инструментов поиска и найма талантливых сотрудников внутри компании. Предпосылки для этого:
- цифровизация HR-индустрии;
- неэффективность классических методов планирования (преемственность, кадровый резерв, др.) в условия нестабильности рынка;
- накопленные знания уже позволяют создавать внутренние платформы для найма и даже кадровые экосистемы.