Этапы подготовки к Human Capital Index

Елизавета Никонорова
Консультант-аналитик TalentCode
12 декабря 2025 г.
Минимизируем дедлайны, стресс и потребление валерьянки
Подготовка к участию в Human Capital Index часто вызывает больше вопросов, чем кажется на первый взгляд. Метрики, методология, сроки, ответственность — всё это влияет на скорость и качество сбора данных. А когда внутри компании процессы устроены иначе, чем в методологии провайдера, уровень стресса у сборщиков иногда растёт быстрее, чем успеваешь открыть инструктаж.

Чтобы избежать этой ситуации и пройти подготовку спокойно, полезно заранее понимать общую логику, ключевые этапы и типичные подводные камни. Собрали для вас практические рекомендации, основанные на реальном опыте команд, которые ежегодно участвуют в HCI.

Пункт первый (и самый главный) - выделить в затратах на персонал статью «Валерьянка сборщикам».

Шутка, конечно. Но если говорить серьёзно — стресс при сборе данных действительно бывает, особенно если сроки сбора подходят к концу, а команда не готова.

Сам процесс сбора анкеты HCI можно поделить на несколько этапов:

1
Инструктаж
2
Сбор данных
3
Верификация данных
4
Финализация анкеты
На каждом из этих этапов вы будете взаимодействовать с консультантом исследования — задавать различные вопросы на инструктаже и во время сбора данных, давать уточнения на верификации и согласовывать данные в конце. Процесс может показаться длительным, но при нужной подготовке он пройдет быстрее, с минимальными трудозатратами и без стресса. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать участие в бенчмаркинге спокойным, полезным и менее трудозатратным:
1
Определение целей и приоритетных «болей»
Перед участием важно понять, зачем вы идёте в исследование — возможно, подтвердить гипотезы, сравнить метрики или найти зоны роста. На данном этапе важно обсудить цели, зафиксировать вопросы и гипотезы для исследования, выделить ключевые для вас метрики или блоки метрик, а также требования к группе сравнения.

Например, вы выдвинули гипотезу, что у вас в компании низкая нагрузка на рекрутеров. В таком случае ключевые метрики для сбора будут в блоке «Подбор», а именно: «Количество открытых и закрытых вакансий», «Численность сотрудников, отвечающих за поиск и привлечение персонала». Также полезно посмотреть на: «Прирост вакансий», «Количество уволенных в 1 год и в первые 3 месяца работы».
Примерами других гипотез, которые после внутреннего анализа можно зафиксировать с командой до участия, могут служить: «Высокая стоимость подбора у нас связана с активным использованием внешних агентств», «Более короткий срок закрытия вакансий в нашей компании влияет на текучесть» или «У нас высокая доля HR-затрат к выручке».
Еще один пример из реальной жизни: Экстренный переход на удалённый формат работы в период коронавируса. У большинства компаний возникал вопрос — «не увеличилась ли у нас текучесть после смены формата работы больше, чем в других компаниях?». Участие в бенчмаркинговом исследовании дало возможность сравниться с другими участниками, как ключевые показатели изменились в нашей компании, а как в других — так же или всё же нет?
Команда TalentCode ежегодно проводит бенчмаркинговое исследование Human Capital Index и сопровождает компании на всех этапах: от подготовки и методологической поддержки до анализа результатов.
TalentCode — провайдер исследования Human Capital Index
2
Выделение ресурсов, выбор и «погружение» ответственных
В большинстве компаний решение об участии в бенчмаркинговом исследовании принимается на уровне руководителей подразделений, а сбор данных поручается линейным специалистам. Перед принятием решения об участии в исследовании также необходимо заложить временные ресурсы сотрудников на сбор данных. Чаще всего методология сбора хотя бы части метрик у провайдера иная, чем внутри компании и, следовательно, нужны дополнительные временные ресурсы на сбор данных по другой методологии. При выборе ответственного и сборщиков важно заранее оценить их загруженность и заложить время в период сбора данных. Кроме того, важно помнить, что именно понимание общих целей исследования всеми участниками — от аналитиков-сборщиков до руководителей — влияет на качество итоговых данных и вовлечённость в анализ результатов и проверку гипотез.
3
Изучение методологии и подготовка данных
Команде стоит заранее внимательно ознакомиться с методологией провайдера и проверить готовность выгрузки нужных данных (в каком виде сейчас собираются нужные данные, из каких систем можно выгрузить). Для облегчения процесса даже можно подготовить мини-гайд по своим источникам данных.
Например, команда ответственных HR-аналитиков выгрузили штатное расписание, но перед расчётом CCЧ решили проверить методологию и заметили, что важно исключить из расчета внештатных сотрудников, женщин, находящиеся в отпусках по беременности и родам и некоторые другие категории сотрудников. Благодаря этому сотрудники сразу посчитали показатель корректно и не пересчитывали.
У провайдера все данные по сотрудникам могут собираться «по головам», а не по ставкам, как и предусматривается в методологии анкеты HCI, и пересчитать сразу несколько метрик будет трудозатратно. В таком случае важно написать об этом консультанту и посоветоваться, что делать в данной ситуации.
4
Обсуждение всех вопросов и кейсов с консультантом
На первых этапах важно внимательно прослушать инструктаж консультанта HCI и задать все волнующие вопросы до сбора данных (по методологиям, расчётным метрикам и даже формату взаимодействия). Если вопросы по методологиям расчета метрик и другие вопросы по исследованию «всплыли» уже во время сбора — тоже не страшно, главное, чтобы вы не стеснялись спрашивать.
Примеры часто задаваемых вопросов на инструктажах:
  • «Кто учитывается в качестве уволенных в первый год работы?»
  • «В чем разница в количестве уволенных в первый год работы в блоках Подбор и Текучесть»
  • «Что относится к закрытым вакансиям?»
  • «Что считается за Продвижение в анкете?»
Конечно, ответы на большинство вопросов по методологии есть и в самой анкете, но на инструктаже также важно это обсудить.

Если в компании есть особенности — уникальные метрики, нестандартные периоды учёта, сложная структура или ограничения в доступе к данным, что не даст собрать часть данных строго по методологии — стоит заранее обсудить это с консультантами исследования. Часто такие обсуждения помогают найти рабочие решения и адаптировать сбор под ваши реалии, вместо того, чтобы отказываться от участия или терять часть ценных показателей.
5
Составление справочников-мэппингов
Небольшой, но важный этап после инструктажа, но до основного сбора данных: составление мэппингов (справочников), какие ваши внутренние затраты на персонал и функции в какие строки анкеты HCI учитывать и согласование этого распределения с консультантом. Данный этап порой сильно повышает сопоставимость данных с другими участниками. В результате — на консультации по результатам исследования вы будете готовы обсуждать гипотезы и идеи, а не углубляться в методологию по каждому пункту.
Например, при сборе данных важно знать, что ДМС, медосмотры и страхование рисков участники исследования HCI относят в разные категории затрат.
6
Сразу отмечать в комментариях к метрикам анкеты сбора любые отхождения от методологии и сомнения во время расчётов
Возвращаясь к пунктам про методологию и обсуждение с консультантом вопросов и кейсов, уже во время сбора данных иногда появляются вопросы и сомнения в корректности сбора. В таких случаях важно уведомлять консультанта исследования тем способом, о котором вы договорились. В рамках исследования HCI — это не только вопросы на почте или мессенджере, но и пометки-комментарии в анкете сбора около нужной метрики.
Например, по определенной метрике вы не можете собрать данные по всей компании — одно из предприятий, входящих в холдинг, не считает данный показатель вообще, но сравнение с рынком всё ещё актуально. В таком случае корректно оставить комментарий около данного показателя: «Сумма не по всей компании, нет возможности предоставить по предприятию Х, повлияет на общую сумму ориентировочно на 2−3%»
Или в вашей компании есть выходные интервью — это анкета, которую проходят по желанию и в которой можно выбрать несколько причин увольнения. Данные несопоставимы с методологией. Вы можете оставить комментарий к нужной строке: «Увольняющиеся могут выбрать несколько причин ухода, нет основной; кто-то и вовсе может не заполнять.»
7
Планирование сроков участия
Оправдано заранее договориться о сроках сбора и верификации данных со всеми ответственными лицами и консультантом исследования, ориентируясь на возможности и загрузку вашей команды аналитиков, а также на внутренние дедлайны исследования. Помимо времени на сбор и верификацию данных с провайдером, важно заложить время на внутренние финальные согласования данных ответственными, руководителями и между подразделениями. На финальный расчёт бенчмарок провайдеру лучше передавать уже согласованные данные.
Полезные советы
  • Важно в оговоренный срок предоставить первичные данные, тогда у вас будет больше времени на проработку и уточнение сложных метрик

  • Если данные по одному блоку задерживаются (например, ответственный за этот блок метрик был в отпуске), можно выслать консультанту собранную часть и через некоторое время дослать отсутствующие метрики. Тогда на обсуждение и верификацию будет больше времени.
Участвовать в бенчмаркинговых исследованиях без стресса и бессонных ночей — возможно. Однако важно проходить весь этап подготовки и сбора данных постепенно. Хорошая подготовка к участию в Human Capital Index — это не про «идеальные данные» и не про сверхусилия всей команды в последние три дня перед дедлайном. Это про системность, прозрачность и заранее выстроенный процесс, в котором каждый понимает свою роль и цель исследования.

Когда определены приоритеты, выделены ответственные, понятна методология, а все спорные случаи проговорены с консультантом — сбор данных превращается в рабочую, структурированную задачу. И в итоге участие в бенчмаркинге становится не стрессом, а интересным и полезным опытом, инвестицией в прозрачность процессов и качество аналитики, возможностью увидеть себя на фоне рынка.

Если подойти к HCI правильно, никакая «валерьянка сборщикам» не понадобится!

TalentCode — провайдер исследования Human Capital Index
Команда TalentCode ежегодно проводит бенчмаркинговое исследование Human Capital Index и сопровождает компании на всех этапах: от подготовки и методологической поддержки до анализа результатов.
Если вам важно:
— повысить прозрачность HR-процессов,
— сравнить ключевые метрики с аналогичными компаниями,
— получить рекомендации от аналитиков исследования,
Вы можете оставить заявку — мы расскажем о формате участия и поможем подготовиться.