Как часто нужно смотреть
на внешние бенчмарки?

Сергей Юлдашев
11 февраля 2025 г.
Покой нам только снится: ковид, удаленка, СВО, эмиграция, ограничения на иммиграцию, санкции, ИИ-технологии и дядюшка Дональд — все это не дает нам расслабиться. «Движухи» через край. Чтобы хоть как-то ориентироваться на рынке, мы часто обращаемся к классическому и проверенному временем инструменту — внешнему HR-бенчмаркингу.

Но как часто мы должны к нему обращаться сегодня? Чтобы, с одной стороны, не перерасходовать ценные ресурсы, получая минимум новой информации, а с другой стороны — не оторваться от понимания рынка и не опираться на устаревшие данные. Давайте разбираться.
Основные факторы, влияющие на частоту бенчмаркинга
Особенности рынка (динамика, волатильность, конкуренция)
  • Если рынок труда быстро меняется (например, в высокотехнологичных сегментах, секторах, напрямую затронутых СВО и конкурирующих с оборонным сектором за кадры и т. д.), то данные о зарплатах, затратах на подбор, текучести и т. д. устаревают достаточно быстро. В таких условиях имеет смысл осуществлять бенчмаркинг часто — раз в квартал или даже чаще, если появляются сигналы об изменениях.
  • В более стабильных отраслях резкие скачки встречаются реже. В далекие «спокойные» времена некоторые компании даже переходили на режим анализа бенчмарок раз в два года.

Стратегическая фаза развития компании
  • Стартапы и компании в фазе активного роста ведут агрессивный подбор, часто пересматривают условия для сотрудников и конкурируют за кадры в более «горячей» среде. Здесь бенчмарки следует отслеживать максимально оперативно, так как условия меняются практически ежемесячно.
  • Организации, достигшие стабильности и не планирующие масштабный найм, могут проводить бенчмаркинг реже, ориентируясь на регулярные полугодовые или годовые обзоры и исследования.

Масштаб и отрасль
  • В крупных компаниях HR-бенчмаркинг востребован регулярно, ведь даже небольшие изменения могут дорого обходиться. В нишевых областях, где изменения процессов не часты, можно адаптировать бенчмаркинг под моменты, когда действительно появляются новые важные для компании вакансии или проекты.

Сезонность
  • Если бизнес-модель компании предполагает резкие всплески подбора (например, розничные сети перед праздничными сезонами или агропромышленные предприятия в период сбора урожая), подготовку к таким пикам нужно начинать заранее. Внешние обзоры и бенчмарки в этом случае изучают особенно внимательно за несколько месяцев до начала «высокого сезона».
  • При стабильном и равномерном подборе в течение всего года можно придерживаться стандартных интервалов для мониторинга (каждые полгода или квартал), корректируя их при возникновении внутренних или внешних сигналов о необходимости пересмотра.
Особые события
Многие компании ориентируются на внутренние бюджетные и HR-циклы. Однако, существуют обстоятельства, способные повлиять на актуальность бенчмаркинга.

Экономические кризисы
В периоды спада или резкого роста экономики рынок труда меняется стремительно. Компании либо вынуждены сокращать расходы и персонал, либо, напротив, расширять штат, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями. В таких условиях обзоры зарплат, бенчмарки по численности и HR-процессам становятся особенно важными, ведь промедление может привести к потерям.

Политические и законодательные изменения
Принятие новых законов, введение налоговых или социальных льгот, изменения в правилах миграционной политики — всё это повод обновить данные в отдельных отраслях или профессиях.

Накопленные ошибки
Иногда об изменении ситуации мягко намекает сама жизнь в виде любящего «удара по голове». Это может быть и неожиданная «вспышка» ухода ценных сотрудников из-за низкой укомплектованности и массовых переработок. Либо исход связан с неконкурентоспособным вознаграждением и т. д. Неприятным в этих случаях может быть именно цепная реакция. В этом случае компания часто вынуждена покупать бенчмарки и обзоры (иногда в спешке жертвуя качеством) и исправлять ситуацию.
Игнорировать внешние факторы — значит, ставить всю HR-систему под угрозу.
Заключение
Помимо регулярного планирования участия в исследованиях (ежеквартально,
раз в полгода и т. д.), стоит чётко прописать, какие изменения в компании или на рынке требуют немедленного пересмотра ситуации: высокий отток ключевых специалистов, жалобы сотрудников на уровень заработной платы, данные удовлетворенности, появление новых конкурентов в регионе или расширение бизнеса. Определите ответственного — кто должен будет отследить эти триггеры и запустить процесс?
Регулярное обращение к внешним бенчмаркам помогает нам держать «нос по ветру». При этом важно соблюдать баланс: излишне частое обращение к данным может перегрузить команду, тогда как слишком редкое приведет к опоре на устаревшую информацию.
Оптимальная частота — та, которая отражает реалии вашей отрасли и динамику развития компании, а грамотно выстроенная система «триггеров» позволит не пропустить важный момент. Такой подход позволит
вам регулярно «сверять часы» с рынком и при этом сохранить гибкость.